Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. Поэтому система информационной безопасности образовательного учреждения должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены школы и института любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в заведениях среднего полного общего и высшего образования.
Информационная безопасность

Документы
Детские безопасные сайты
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка www.deti.gov.ru
Портал детской безопасности МЧС России www.spas-extreme.ru
Общественное фестивальное движение "Дети России" www.detirossii.com
Проект Фонда развития Интернета по созданию безопасного содержимого в сети "Дети онлайн" www.detionline.com
Российская государственная детская библиотека www.rgdb.ru
Я родитель. Сайт для родителей и детей www.ya-roditel.ru
Интерактивный портал, посвященный защите персональных данных www.персональныеданные.дети
Интерактивный портал, посвященный защите персональных данных www.i-deti.org
Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» www.Единыйурок.рф
Сайт Единого урока для детей и подростков www.Единыйурок.дети
Родителям
- Интернет-зависимость. У детей такая зависимость случается из-за чрезмерного увлечения играми. Особенно это касается игр с многопользовательской аудиторией, где игроки общаются друг с другом, взаимодействуют по ходу сюжета. Бить тревогу стоит, когда игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает отказываться от еды, отказывается учиться, играет по ночам, проявляет агрессию, если запретить играть. Выйти из интернет зависимости детям сложно, поэтому, чем раньше она будет выявлена, тем меньше вреда нанесет.
- Кибербуллинг и троллинг. В сети массово встречаются агрессивные пользователи, которые выводят на эмоции оппонентов. Адекватно ответить и постоять за себя сможет не каждый. В чем опасность троллинга в интернете? Издевательства, запугивания, насмешки, упреки сильно влияют на поведение ребенка. Он становится замкнутым, раздраженным, теряет веру в себя и свои таланты. Внутренние переживания отражаются и на учебе.
- Сайты с вирусами (фишинг, майнеры). Вредоносный вирус причиняет вред технике, замедляет работу и снижает общую производительность. Кроме того, на компьютеры интернет-пользователей могут попасть вирусы-майнеры, которые будут тратить ресурсы устройства на добычу криптовалюты. Кроме того, в сети есть множество фишинговых сайтов, с помощью которых мошенники воруют персональные данные пользователей: номера банковских карт, паспортные данные и так далее.
- Пропаганда терроризма, нацизма, агрессии. Подростками очень легко манипулировать, чем и пользуются злоумышленники. В сети можно встретить сайты, где открыто призывают к тем, или иным видам насилия. Кроме призывов, размещаются видео ролики со сценами жестокости и убийствами. Такой контент шокирует и наносит психологическую травму ребенку, которая может в последствии повлиять на его здоровье.
- Нецензурная лексика, непристойности, грубость. В интернете практически нет цензуры, поэтому общаясь на разных форумах и в соцсетях, дети видят маты, пошлые шутки, грубое обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.
- Алкоголь, наркотики, табак. Распространители запрещенных веществ постоянно ищут новых клиентов. Они рассказывают, какие замечательные ощущения получишь от употребления наркотиков или алкоголя, завлекая наивных подростков. Втираются в доверие и в случае возникновения проблем в жизни, всегда придут на помощь с отличным «средством» от любой беды. Ресурсы, на которых промышляют такие деятели, постоянно блокируются Роскомнадзором, но при этом их не становится меньше.
- Сайты категории 18+. На порносайт можно попасть случайно, нажав ничем не примечательную ссылку или всплывающую картинку. Конечно, рано или поздно с взрослой стороной жизни столкнется каждый ребенок, но все же не зря этой теме дали возрастной ценз от 18 лет. Это значит, что знакомство с эротикой и порнографией нужно отложить до подходящего момента.
- Лотереи, казино, тотализаторы. На многих сайтах встречается реклама онлайн-казино. Она привлекает яркой картинкой, на что и обращает внимание ребенок. Большинство таких казино только выманивают деньги, обещая гарантированный огромный выигрыш. Но на самом деле мошенники узнают данные банковских карт, электронных кошельков, взламывают их и снимают средства. С этой же целью «раздают» бесплатные лотерейные билеты. Ребенок должен понимать, что без разрешения родителей играть на деньги в интернете категорически запрещено, как и вводить данные банковских карт на подозрительных сайтах.
- Социальные сети. Опасность социальных сетей в том, что незнакомые люди могут втереться в доверие к ребенку, стать ему настоящим «другом», а потом и вовлечь в преступную деятельность. Даже взрослые не всегда могут определить злоумышленников, а уж дети тем более. Для них хорошие все те, кто соглашаются с их мыслями, желаниями и интересами. Злоумышленник может попросить финансовой помощи у ребенка, ссылаясь на безвыходную ситуацию. Бравируя дружбой и поддержкой, мошенник может заставить ребенка нарушить закон, а в лучшем случае, только выманит деньги.
- Педофилы. Также стараются сначала подружиться с ребенком, показать, что они на одной волне. Педофил постепенно выуживает необходимую информацию: школа, класс, адрес. Причем он не обязательно будет лично встречаться с ребенком. Он может просить прислать фото или видео интимного характера. Представляясь работником модельного агентства завладеть заветной фотографией не сложно, ведь каждая третья девочка мечтает стать моделью. Получив одно фото, преступник начнет шантажировать ребенка и просить новые. Пугая тем, что покажет полученные фотографии одноклассникам или родителям, педофил получает то, что требует.
Стройте открытые и доверительные отношения с ребенком, чтобы ребенок всегда знал, что он может к вам обратиться.
Больше времени проводите вместе с ребенком в реальной жизни.
Помогайте ребенку развивать уважение к другим, сопереживание, критическое мышление и ответственное поведение.
Используйте устройства в хорошо просматриваемом месте в доме, вы всегда сможете видеть с кем ребенок общается в сети.
Установите ограничения по времени пользования электронных устройств, особенно в ночное время.
Будьте в курсе того, какие приложения, игры и социальные сети использует ребенок. Убедитесь, что они соответствуют его возрасту.
Проверьте настройки конфиденциальности в играх и приложениях, которые использует ваш ребенок.
Используйте функции родительского контроля.
Обращайте внимание на настроение и поведение ребенка. Смена привычек может свидетельствовать о том, что он попал в неприятную ситуацию.
Обеспечьте безопасность персональной информации своей семьи. Следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете информацию о себе и своей семье.
Документы
Педагогам
Проверить свои знания по информационной безопасности и ИКТ педагоги могут следующим образом:
1. Педтестирование «Безопасность детей в сети Интернет. (на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)»: https://znanio.ru/test/2/
2. Медианар «Обеспечение медиабезопасности детей и подростков в сети Интернет»: https://znanio.ru/medianar/23/
3. Педтестирование «Подростковый суицид и безопасность детей в сети Интернет»: https://znanio.ru/test/101/
4. Медианар «Опасный Интернет и детский суицид»: https://znanio.ru/medianar/95/
5. Педтестирование «IT-технологии в реализации ФГОС: технология Smart Еducation»: https://znanio.ru/test/31/
6.Тест «ИКТ – компетентность» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС https://www.единыйурок.рф
7. Медианар «Новый подход в образовании: технология обучения и развития Smart Еducation»: https://znanio.ru/medianar/21/
8. Медианар «Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия»: https://znanio.ru/medianar/8/
9. Педтестирование «Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. IT-компетентность педагога»:https://znanio.ru/test/1/
Методические и справочные материалы
Серия видеороликов для социальных сетей.
АНО «Диалог Регионы» в рамках проекта «Лапша Медиа» создана серия вертикальных видеороликов с базовыми принципами проверки информации на достоверность, которые объясняются доступным языком с избеганием большого количестве профессиональной терминологии. Данная информационная кампания «Фейки мимо» нацелена на обучение молодежной аудитории основным навыкам верификации информации: от новостей до изображений и аудиозаписей. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/10EH0BY2DtdGtA
Онлайн-курс.
В рамках проекта «Лапша Медиа» сформирован курс содержательных лекций, в которых рассказывается как самостоятельно осуществлять проверку информации. Ведущим выступил Александр Пушной, российский телеведущий. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/wfo9XMwvEPEPRA/Final
Методические и справочные материалы


